Лазло Худек – пионер китайского модернизма

 

Лазло Худек – пионер китайского модернизма

До недавнего времени китайцы мало обращали внимания на архитектурное наследие, в особенности, на работы архитекторов «буржуазной эпохи». Бурное экономическое развитие Китая и как следствие стремительное изменение городских ландшафтов, однако, привели к возрождению интереса к данной теме. После того как многое было уничтожено в недавние годы, то что осталось, рассматривается как бесценное наследие. Так и работы Лазло Худека (Ladislav Hudec, годы жизни 1893-1958) сегодня являются предметом исследований, фильмов и выставок. Он считается пионером китайского модернизма, наиболее продуктивным и ярким представителем процесса европеизации или американизации Шанхая в 1920-1940 годах.

Для Худека, выходца из восточной Европы, вопрос о гражданстве был головной болью в течение всей его жизни. Он родился на территории тогдашнего Королевства Венгрии, в смешанной семье, его мать была подданной Венгрии и отец – Чехословакии. Его образование, в частности годы учебы в Университете Будапешта, определили его прочные связи с венгерской культурой, поэтому он собирался выбрать венгерское гражданство, когда эта часть страны после развала Австрийской империи отошла Чехословакии. В результате, сегодня его часто называют представителем чехословацкой культуры.

Сам он писал в письмах друзьям «…As to whether I am 'Magyar' or 'tót' (Slovak) I have no idea, and I don't want to know; I can't cut myself up as my native land was cut up, and I remain what I always was. No one in the old Hungary of St Stephen asked me whether I was Slovak or Hungarian. I am fond of both given that my mother was Hungarian and my father Slovak; and I am what I am…»

Каким образом он попал в Шанхай, сама по себе примечательная история. Худек был призван на военную службу в начале первой мировой войны, схвачен в плен русскими в 1916 году и отправлен в тюремный лагерь в Сибирь. Ему удалось бежать, и он направился в Венгрию, но из-за нестабильной ситуации он решил бежать через китайскую границу. Очутившись в Шанхае, он нашел работу по своей профессии в одной из архитектурных контор из Штатов – его новому боссу не хватало навыков проектирования, а Лазло уже на тот момент был квалифицированным и опытным архитектором.

В 1924 году, обретя необходимые знакомства и поддержку, он открыл свою собственную практику и вскоре приобрел широкую известность за свой элегантный и инновационный стиль. Его первым крупным заказом стала городская больница Margaret Williams Hospital, где он спроектировал центральное кондиционирование, что привлекло общее внимание.

Работать в Шанхае в то время было непросто. Развитие города в период между двумя мировыми войнами определялось преимущественно в интересах стран-союзниц США, Великобритании, Франции и Германии. В свою очередь, нарождающийся класс китайских буржуа не желали  делать заказы специалистам-европейцам. В городе, где правили коррупция и понятийные правила, его успех был обязан его исключительной ловкости и приспособляемости, а также безупречному качеству своей работы.

В следующих своих проектах Худек использовал амбициозные высокотехнологичные нововведения, что делало его новатором даже по западным стандартам. Тем более, для Азии, его работы были революционными, намного обгоняя общий уровень работ в то время. В письмах Худек жаловался, что он совершенно изолирован профессионально, но он старался следить за развитием архитектурной мысли за границей и использовал любую возможность для путешествий. Он был полон решимости не отставать от последних достижений науки и техники на западе и имел храбрость применять их в своих работах.

Парк Отель (1931-1934) первый небоскреб, построенный за пределами США, и до 80-х годов оставался самым высоким зданием в Шанхае

Парк Отель (1931-1934), пожалуй, самое сенсационное его здание, было выполнено по заказу крупнейшего банковского консорциума в Китае. Это был первый небоскреб, построенный за пределами США, и до 80-х годов оставался самым высоким зданием в Шанхае. Кроме его высоты – 22 этажа, небоскреб опережал современников во всех остальных отношениях  - скоростные лифты, шикарные банкетные залы, раздвижная крыша над ночным клубом, расположенным в пентхаузе.

Дополнительную сложность при строительстве добавляли грунты. Шанхай расположен на наносных грунтах и имеет тенденцию к оседанию, что необходимо учитывать при проектировании зданий. На начальной стадии строительства вход в здание был приподнят на полтора ярда над землей. Небоскреб Худека был первым зданием, не осевшим в период строительства или сразу после него, так как архитектор изучил и применил на практике преимущества новейшей немецкой системы укрепления основания здания.

В проекте здания очевидно влияние American Radiator Building – известного небоскреба на Манхеттене, возведенного в 1924 году по проекту американских архитекторов John Howells и Raymond Hood для American Radiator and Standard Sanitary Company.

Во всех своих работах Худек использовал самые прогрессивные и новаторские идеи того времени. Именно он первым в Китае начал проектировать жилые комплексы со свободной планировкой. Конфигурация и отделка апартаментов завершалась на стадии строительства по желанию заказчика. Привычная для наших дней опция, в то время, это было радикальным нововведением.

Normandie Apartmants (1924) в стиле Французского ренессанса, по подобию знаменитого небоскреба Утюг на Манхеттене (Flatiron Building), работы архитектора Дэниела Бернема (1902)

Примером такого прогрессивного жилого комплекса может являться Normandie Apartmants (1924) в стиле Французского ренессанса, по подобию знаменитого небоскреба Утюг на Манхеттене (Flatiron Building), работы архитектора Дэниела Бернема (1902).

Жилое здание было по всем параметрам передовым для своего времени. На первом этаже в торговых аркадах размещались продуктовые и винные магазины. 76 апартаментов располагались на шести жилых этажах и обслуживались 3 лифтами. В здании были предусмотрены 30 комнат для обслуживающего персонала, что было немало даже для тех времен. Все апартаменты в доме были разными, от холостяцких студий до огромных квартир и имели свободную планировку.

Другой шедевр Худека (1931-1933) - The Grand Theatre, сегодня известный как Grand Cinema. Как на Западе, так и в Шанхае 30-е годы были золотым веком кинематографа

Другой шедевр Худека (1931-1933) - The Grand Theatre, сегодня известный как Grand Cinema. Как на Западе, так и в Шанхае 30-е годы были золотым веком кинематографа. Кинотеатры были не просто местом для просмотра кинофильмов, именно они были настоящими центрами культурной и общественной жизни. Спроектированный Худеком Grand Theatre стал самым большим и элегантным кинотеатром в Шанхае. Хотя основным предназначением его были показы кинофильмов, театр, вместительностью 2400 мест, также имел подходящую сцену для живых выступлений, и даже был достаточно большим, чтобы вместить симфонический оркестр. Гигантская парадная лестница и фойе являются шедеврами интерьерного дизайна, в смешанном стиле ар-деко и модернизма.

Экстерьер здания не уступал внутренней отделке. Впервые были использованы стеклянные башни, святящиеся изнутри в темное время суток, выдающимся ранним примером световой рекламы, которая впоследствии стала доминирующей в индустрии развлечений.

Работы Худека отличает широкий диапазон – он проектировал жилые дома, школы, церкви, офисы, и даже крупные промышленные комплексы, к примеру, он спроектировал крупнейший пивоваренный завод в Китае того времени.

В 1947 году Худек был вынужден вновь спасаться бегством от пришедших к власти коммунистов. Всю свою жизнь он мечтал вернуться в Венгрию на родину, но после войны у него не появилось такой возможности. После краткого пребывания в Лугано, он переехал в Рим для участия в раскопках гробницы Святого Петра. Еще будучи студентом, Худек интересовался археологией и религией, и этот интерес он сохранил на протяжении всей своей жизни. Худек был допущен к участию в раскопках, ему разрешили сделать фотографии, что позволило ему дать на эту тему цикл лекций в Университете Калифорнии в Беркли. Это привлекло большой интерес общественности, так как мало кто владел информацией из первых рук.

В конечном счете, Худек получил возможность поселиться в Штатах, но его архитектурной карьере уже пришел конец. В 1958 году он умер в возрасте 65 лет от сердечного приступа.

Влияние Худека на формирование архитектурного стиля в Шанхае невозможно переоценить и пусть даже сейчас Парк Отель задавлен со всех сторон массивными небоскребами, и самый высокий небоскреб в 60 раз выше старого Парк Отеля строится сейчас в Шанхае, это здание по-прежнему рассматривается как первое творение, оказавшее самое сильное формирующее влияние на архитектурный модернизм в Китае.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *